Самодельная автоматика для ворот — откатных и распашных

Самодельная автоматика для ворот — откатных и распашных

Правильно подобранная автоматика для ворот заметно упрощает въезд и выезд, так как избавляет от ручного открывания и закрывания створок.

Самодельная автоматика подходит для любых створок: распашных, откатных, подъемных. Установив своими руками автоматику, вы сразу же убедитесь, насколько комфортнее стало заезжать на участок или в гараж.

Вам не нужно будет в любую непогоду вылазить из автомобиля и прикасаться к холодному металлу.

Двигатель и привод

Любые ворота можно автоматизировать, оборудовав их электроприводом. Автоматический электропривод позволяет открывать ворота нажатием кнопки на пульте.

Приводный механизм ворот можно собрать своими руками из купленных запчастей, его установка займет не больше одного дня.

Проще всего собрать своими руками силовой привод для автоматизации откатных ворот. Источником движения в этом случае будет асинхронный электродвигатель.

Передаточный механизм может состоять из комплекта звездочка+цепь или его делают в виде прижимного ролика.

Редуктор для автоматизации откатных ворот должен удовлетворять следующим требованиям:

  • выходная частота вращения привода 80-100 об./мин.;
  • входная частота вращения привода равна частоте вращения ротора.

Этим условиям соответствуют червячные редукторы. Такой механизм стоит 80 – 100 долларов, что вместе с покупкой самого двигателя может вылиться в значительную сумму.

Чтобы удешевить автоматику, вместо покупных механизмов используют их более дешевые эквиваленты, снятые с простаивающей или сломанной бытовой техники.

Можно не покупать двигатель для автоматизации откатных ворот, а использовать силовую установку, снятую со старого стирального агрегата.

Видео:

Для подсоединения в цепь бывшего в употреблении мотора придется определять концы обмоток. Сделать это можно с помощью тестера. Для этого измеряют сопротивление — в пусковой обмотке оно будет выше.

Схема подсоединения двигателя в сеть, не согласующаяся с техническими характеристиками оборудования, подразумевает снижение коэффициента полезного действия. Но использование б/у оборудования все равно экономически оправдано.

Схема подключения однофазного асинхронного электродвигателя должна предусматривать добавление дополнительной обмотки, позволяющей запускать двигатель без ручного управления.

Дополнительная обмотка и будет являться второй фазой, повернутой на 90о. Данная схема позволяет однофазному мотору работать от двух катушек: рабочей и пусковой.

Пусковая включается на несколько секунд только для запуска двигателя. Рабочая катушка включена в электросеть постоянно.

Схема запуска такого мотора выглядит следующим образом: сначала на обе катушки подают 220 В, а как только двигатель наберет обороты, пусковую отключают.

Схема подключения трехфазного электромотора к сети может быть выполнена одним из двух способов: «звездочкой» или «треугольником».

Схема по типу звездочки обеспечивает плавный пуск, но мотор будет работать слабее.

Схема «треугольник» обеспечит работу мотора на полную паспортную мощность, но во время запуска может повредиться изоляция проводов.

Для мощных двигателей используют комбинированную схему «звезда – треугольник», когда запуск мотора осуществляется по схеме «звездочка», а затем автоматически двигатель переключается на схему «треугольник».

Фото:

Конструкция откатных ворот

Конструкция и советы по установке

Крепление передаточного механизма на откатные ворота

Передача — механизм, передающий вращающий момент от вала электродвигателя непосредственно к полотнам ворот. На откатных воротах рекомендуется установка цепной передачи.

Для нее часто используют звездочку от мотоцикла. На звездочку надевают роликовую цепь подходящей длины.

Цепь натягивают в горизонтальном положении параллельно воротным полотнам и закрепляют на их краях. Вращаясь в ту или другую сторону, звездочка будет натягивать цепочку, которая потянет створки.

Мотор и передаточный механизм крепятся на каркас, изготовленный из стального уголка с ребром 60 мм.

Основание рамы должно быть устойчивым, лучше всего бетонным. Рама вместе с установленными на ней механизмами жестко закрепляется на грунте.

Если высота вращающихся втулок различна, то раму под автоматику откатных ворот придется делать двухуровневой.

Мотор и редуктор закрепляют на раме болтами, при этом лучше сделать в уголке не круглые, а овальные отверстия — это позволит лучше отрегулировать положение каждого механизма.

Видео:

Как правильно закрепить цепь на полотнах откатных ворот? Самой распространенной ошибкой является установка цепи на рельсовые направляющие откатных ворот.

В этом случае передача будет сильно загрязняться, а в случае накопления снега вообще не сможет работать.

Чтобы автоматика работала при любой погоде, потребуется установка дополнительной балки для привода на каждом полотне. Балку устанавливают на высоте 0,6 – 1 м от земли.

Цепь закрепляют на нижней стороне балки и закрывают сбоку футляром из пластмассы или каучука. Концы цепи приваривают к полотнам откатных ворот.

После закрепления цепной передачи на откатных воротах могут возникнуть некоторые проблемы.

Самая распространенная поломка цепной передачи откатных ворот — растягивание цепи из-за тяжелых нагрузок.

Устранить этот дефект можно, приварив к последнему блоку цепочки металлический стержень. Стержень пропускают через проушину, закрепленную на раме ворот — такой «наматыватель» позволит периодически подтягивать цепь.

Второй способ устранить провисание цепочек — поставить на раму привода роликовый успокоитель цепи, жесткая спираль которого уравновесит провисание и защитит от соскальзывания цепи со звездочки.

Чтобы избежать таких сложностей, как провисание и пляска цепи, цепочку можно заменить на зубчатую рейку, но такое приспособление нельзя изготовить своими руками — придется обращаться в слесарную мастерскую.

Фото:

Самодельный силовой привод для распашных ворот

Распашные ворота встречаются чаще, чем откатные. Автоматика для распашных створок отличается от предыдущего варианта в первую очередь типом приводного механизма.

Для распашных створок удобно использовать привод от спутниковой антенны (актуатор), оборудованный механизмом червячной передачи.

Спутниковые антенны старого типа оснащены поворотным механизмом и электромотором — эти комплектующие отлично подойдут для монтажа автоматики на распашные створки.

Червячная передача спутниковой антенны работает при напряжении 36 В, а купленный в магазине мотор будет нуждаться в сети 220 В.

Чтобы антенный привод смог управлять работой ворот, потребуется понижающий трансформатор.

Это еще один важный плюс привода, сделанного своими руками из спутниковой антенны, так как низкое напряжение более безопасно при эксплуатации распашных ворот.

Если увеличить напряжение, то можно ускорить движение створок, но это чревато быстрым изнашиванием мотора.

Червячная передача может работать только при легком ходе ворот, поэтому петли необходимо всегда держать смазанными и отрегулированными.

Фото:

Устройство ворот

Принцип работы актуатора достаточно прост — после сигнала с пульта из цилиндра актуатора выдвигается внутренняя штанга и привод увеличивается в длину, приводя в движение поворотный механизм.

Чтобы собрать автоматику на распашные ворота своими руками, нужно взять два действующих привода от спутниковых антенн с возможно более удлиненными штангами.

Где их можно приобрести? Купить такой механизм можно в б/у состоянии на фирме-установщике антенн. Покупка двух приводов (электромотор + трансмиссия) обойдется всего в 50 долларов.

Кроме того, придется купить пульт дистанционного управления и понижающий преобразователь мощностью 36-40 Вт.

ПДУ можно одновременно использовать для управления воротами и включения освещения в гараже. Пульт можно купить в любой фирме, торгующей охранным оборудованием.

На установку и отладку автоматики своими руками уйдет приблизительно один день. Для надежности систему автоматики дополняют реле тока — устройство поможет избежать поломки, если под дверь при открытии или закрытии распашных ворот попадет камень и ее заклинит или отбросит назад.

Как установить автоматику на распашные ворота? В первую очередь нужно определить, какой механизм подойдет— линейный или с рычагом. Первый обходится дешевле и выглядит компактнее.

Линейный механизм устанавливают при свободном пространстве между опорой створки и петлей < 1,5 см. Если створки закреплены на столбах из кирпича, то подойдет только механизм с рычагом.

Приводной механизм, закрепленный на распашных воротах, должен двигаться строго по горизонтали.

Видео:

Если опоры ворот наклонены, то линия движения может сместиться и устройство быстро выйдет из строя.

Устанавливать на столбы приводной механизм нужно только после, того как будет ликвидирован этот недочет.

Чтобы автоматика для ворот проработала долго, при ее установке своими руками нужно соблюдать все рекомендации производителя, изложенные в руководстве к установке привода антенны.

Сложности, возникающие при установке автоматики на ворота

На распахивающихся наружу воротах автоматику оборудуют внутри проема — она займет около 10 сантиметров с каждой стороны. На узких воротах автоматику можно закрепить сверху.

Рассмотрим подробнее установку привода на распашных, раскрывающихся наружу полотнах, установленных на столбы из бетона или кирпича.

Если столбы крошатся, то закрепленный на нем электропривод быстро отпадет. Место крепления привода обязательно нужно усилить, например, обварить по кругу.

Затем устанавливают гидравлический или механический привод и приваривают держатели на полотна ворот. Гидравлический привод предпочтительнее, так как он будет работать даже в сильный мороз.

При использовании линейных электроприводов необходимо оставлять хотя бы сантиметр свободного хода, когда ворота полностью открыты.

Дальнейший монтаж автоматики ведется по следующей схеме:

  • устанавливают упоры для закрытия и открытия;
  • подсоединяют двигатели;
  • перемычки переоборудуют под автоматику устанавливаемой модели;
  • подшивают пульт;
  • устанавливают автоматические доводчики;
  • устанавливают сигнальную лампу, загорающуюся при начале открывания ворот и сигнализирующую о том, что они не закрылись.

Делают пробный запуск, чтобы проверить, двигаются ли обе створки в нужном направлении. Если одна из створок движется не в ту сторону, то переподключают контакты на двигателе. В завершении устанавливают концевые выключатели.

Вместо установки концевых выключателей можно выставить на плате величину усилия при закрывании и открывании и значение периода работы каждой створки.

Это позволит электроприводу не нести дополнительную нагрузку. Лучше выставить наименее возможное для нормального открытия ворот усилие — двигатель в этом случае проработает дольше.

Для ворот, полотна которых открываются внутрь и закреплены на металлических столбах, подойдет любой привод. Лучше использовать линейный, так как он дешевле и менее громоздкий.

Видео:

Самый сложный вариант — когда створки закреплены посередине кирпичных колонн. Здесь линейный электропривод не подойдет.

На таких воротах можно установить только рычажную автоматику. Рычаги позволяют открывать створки, даже если полотна закреплены на расстоянии 20 сантиметров от края колонны.

Главной проблемой людей, устанавливающих автоматику, является неопытность в этом вопросе. Из-за этого автоматика устанавливается со всеми возможными ошибками и не работает, а мотор перегревается.

После масштабной поломки, когда ломается вся система вплоть до электромотора, установить причину сбоя будет непросто. Поэтому подключать автоматику на ворота нужно пошагово, тестируя ее на каждом этапе.

апреля, 30, 2013
Оцените статью
(Пока оценок нет)
Оставьте свой комментарий

Наверх